Псалом 1.1: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе» (Пс. 1:1).

Блажен. Как не вспомнить евангельские заповеди блаженства? Мы часто слышим их за Божественной литургией, но редко переносим их в свою повседневную жизнь. Часто эти заповеди кажутся нам недостижимыми, а значит и трудиться ради приобретения этих добродетелей не стоит. А может быть мы просто не знаем с чего начать?

Обратимся к книге Псалмов. С первых же строк нам даются подробные указания от чего нужно отстраниться прежде всего, чтобы положить доброе начало своему духовному возрастанию: от влияния нечестивых, грешных и губителей. Но что это значит? Разберем каждый из этих типов подробнее и, если будем с собой честны, узнаем каждого в себе самих.

Нечестивые. Это люди, которые не воздают честь Богу. Они устанавливают свои законы и стараются вовлечь в царство собственного своевластия как можно больше других людей. Но как? Раздавая лукавые советы, показывая «обходные пути» и лазейки в законах и устоях общества, продавая «волшебные таблетки», проповедуя различные «супер эффективные методики» и т. д. Эти люди всегда «себе на уме», поэтому как бы хороши ни были их бесценные рекомендации на первый взгляд, конечная цель — увлечь людей в сферу своего влияния.

Корень всего этого — неприятие воли Божией, нежелание смириться перед Богом и исполнять Его заповеди. Плоды — от личного стремления найти оправдание для «небольших послаблений» до тоталитарных сект и различных бунтов против «режима», «отсталых общественных норм» и всего, что лично нам не нравится или некомфортно исполнять.

«На совет» в данном случае можно рассматривать не только как непосредственное участие в нечестивых собраниях, но и внутреннее согласие с «решениями» этого совета, их воплощение в своей жизни. Скорость передачи информации в современном мире делает физическое присутствие на «совете нечестивых» совершенно необязательным. Ведь главное не провести собрание, а склонить сердце человека к нечестию.

Грешные. Каждый из нас имеет личный самый любимый грех. Если бы мы не любили этот грех, то быстро бы от него избавились. Поэтому и речь идет о глубокой эмоциональной привязанности к тому или иному образу действия, устроения мыслей и чувств. Перефразируя классика, можно сказать: «меня грехом пленять не надо — я сам грехом пленен быть рад». Склонность сердца (на языке святых отцов «страсть»), являющаяся корнем греха, убаюкивает постепенно: сначала одно маленькое послабление, потом другое — и человек останавливается, теряет энергию устремления, перестает двигаться по пути духовного совершенствования и встает на путь греха. 

У нас нет другого выбора: если мы не идем узким и тернистым путем, ведущим ко спасению, обнаруживаем себя на широкой дороге духовного падения. И хотя «уклон» нам кажется незначительным, эта дорога ведет вниз. Приведем современную аналогию: человеку, спускающемуся в метро на эскалаторе, совсем не обязательно идти — можно просто стоять. Так и человек, «ставший на путь грешных» будет неизбежно скатываться вниз, утешая себя мыслью, что он же ничего не делает, движение идет без его участия. Вопрос только один: «а зачем ты туда встал?»

Губители. Воображение рисует нам убийц и разбойников. Но давайте вспомним слова Евангелия: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Так в чем же заключается это духовное губительство? Снова обратимся к словам Спасителя: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31-32).

Но что такое хула на Духа Святого? Если  нечестивый и грешный прекрасно понимают, что идут против закона Божия или, по крайней мере, голос их совести еще не окончательно заглушен, губители стараются окончательно истребить из своей жизни любые напоминания о долге перед Творцом. Это крайняя форма бунта против Бога.

Каким же образом можно бороться против абсолютной истины? Через насмешничество и сарказм. Приводить логичные, выверенные аргументы бессмысленно — закон Творца лишен недостатков земного законодательства. Остается только одно: без всяких доказательств и аргументов объявить все глупостью и высмеять. «Да это все уже себя изжило», «да это давно уже устарело», «в наше прогрессивное время, когда…», «разумный современный человек разве может верить тому, что…», «да это только для шибко праведных, а мы то что…», «да это мракобесы какие-то понапридумывали, а нам что — мучиться?» и т. п. — этим «современным» аргументам против благочестия уже тысячи лет.

В наших мыслях и чувствах тоже все начинается с малого: сначала мы рассуждаем, к примеру, о личных достоинствах духовника и задаемся вопросом «а кто он, собственно, такой, чтобы мне указывать?», затем нам не дает покоя вопрос «с какой это стати Церковь за меня решает что и когда мне нужно делать?», а заканчивается все высмеиванием любого человека, свидетельствующего о существовании Бога и нашем истинном призвании в этом мире.

Обратим внимание еще на один момент: нечестие, грех и губительство — это разные этапы уклонения от воли Божией. Человека, идущего, движущегося, стремящегося ко спасению стараются отвлечь различными ложными целями — «советами», чтобы он изменил направление своего движения. Затем увязание в грехе замедляет и останавливает движение. А если идти никуда не нужно — то можно усесться комфортом в удобном кресле в компании с прочими, «понявшими жизнь», и, быть может, окончательно лишить себя надежды на спасение.

Трудно бороться с грехом. «Несть человек, иже жив будет и не согрешит». И нет у нас никаких шансов выиграть самим в этой борьбе. Нет у нас возможности своими силами освободиться от страстей и греха. Только благодать Божия, всегда немощных врачующая и оскудевающих восполняющая, может вырвать нас из гибельного плена.

Грех многолик и разнообразен, но он лишь тусклая пародия на то завещанное нам от Бога состояние, которое Священное Писание называет «блаженством». И дай нам Бог — и мужам и женам — прийти в меру того блаженного мужа, которого благодать Божия хранит от всякого зла. Аминь. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *