Краткая история Никитской церкви во Владимире

Церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи более известна по одному из ее приделов как Никитская. Поскольку еще один придел посвящался святым Косме и Дамиану, то многие краеведы полагают, что церковь была основана в глубокой древности и связана с Космодамиановским монастырем.

Упоминание этой обители встречается в сказании об убиении святого благоверного князя Андрея Боголюбского в 1174 г. «Игумен св. Кузьмы и Демьяна» Арсений пришел в Боголюбов-город на третий день, чтобы совершить чин отпевания над гробом убиенного князя.

Однако некоторые исследователи полагают что этим игуменом был настоятель суздальского Космодамиановского монастыря, упоминаемого в летописи под 1214 г. О владимирском же монастыре во имя этих святых ничего не известно. Впервые упоминание о «церкви великого Христова мученика Никиты в земляном городе» появляется в патриарших окладных книгах и датируется 1623 г.

Согласно описанию церковь относилась к приходским владимирским церквям. В XIX веке в церкви сохранялся антиминс, из надписи на котором следовало, что в 1633 г. была освящена церковь во имя святого великомученика Никиты, а в 1656 г. — во имя Рождества Богородицы. Сведения конца XVII века сообщают о том, что главный придел был посвящен Иоанну Предтече.

В церковной библиотеке находилось 12 Миней с полистной надписью-скрепой: «Благовещенского собора, что у великих Государей, ключарь Иоанн Афанасьев сын Владимирец приложил есмь в церковь св. славнаго пророка и Крестителя Господня Иоанна и св. м. Никиты, яже во граде Владимире, во славу всех святых Божиих и в вечное спасение души моея грешныя и всех православных христиан». Девять из этих Миней сохранились и доныне и находятся в книжном собрании Суздальского музея-заповедника. Здесь же хранится серебряный крест с 33 частицами святых мощей (инв. № В-1495) и Октоих (1692 г.).

В Топографическом описании г. Владимира 1761 г. упоминается «церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и при ней придел св. великомученика Никиты каменные, построены в давних годах, а издревле по писцовым книгам оная церковь пишется по приделу во имя св. великомученика Никиты».

По историческим свидетельствам, большинство каменных приходских церквей строилось на месте деревянных в провинциальный период. Когда церковь стала каменной — неизвестно. Однако простояла она явно недолго, так как в 1762–1765 г. на средства купца Семена Лазарева было построено новое здание церкви, сохранившееся до настоящего времени.

В трехъярусном здании главная Предтеченская церковь занимала средний этаж, внизу помещалась теплая церковь св. Космы и Дамиана, на третьем этаже — во имя св. великомученика Никиты. Одновременно была построена колокольня со шпилем. Здание получилось величественным, выстроенным в соответствии с традициями дворцового зодчества, яркими признаками стиля «барокко» — крупными фигурными наличниками разных фасонов, волютами и люкарнами, контрастирующими белым цветом и яркой окраской стен. Уникальной получилась и четырехгранная колокольня с высоким шпилем, на котором был укреплен флюгер ангела.

В 1849 г. владимирский купец П. В. Козлов пожертвовал средства на расширение храма. С севера и юга были сделаны пристройки до карниза второго этажа и окнами на втором этаже. На первом этаже устроили два придела: Петропавловский (справа) и Никитский (слева), вместо упраздненного придела на третьем этаже.

Так как после реконструкции стало не хватать света на первом этаже, то спустя 20 лет в 1869 г. на средства владимирского купца Н. Л. Философова в нижнем ярусе пристроек были пробиты окна, приделы разделены на два этажа и во втором этаже соединены широкими арками со средним помещением. На его же деньги в 1887 г. был построен и специальный дом для церковно-приходской школы. В этом же году, но уже на средства прихожанина П. А. Козлова был устроен иконостас и престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Таким образом храм стал пятипрестольным. После всех перестроек храм получил вид креста.

Предтеченской церкви сохранялся иконостас XVIII в., царские врата которого с резной скульптурой, изображающей «Благовещение в храме», очень напоминали Успенский собор. И архитектура, и роскошный позолоченный иконостас в духе императрицы Екатерины II, и возвышенное местоположение отличают Никитский храм от прочих приходских храмов г. Владимира.

К концу XIX в. у церкви был капитал 4035 рублей, пожертвованный разными лицами на вечное поминовение. Проценты с капитала составляли значительную сумму, которая расходовалась на содержание причта. По штату к храму приписывались священник и псаломщик, которые жили в доме, выстроенном для них купцом Философовым.

Церкви принадлежали следующие земли: усадебная, на которой были выстроены церковные дома (600 кв. саж.), сенокосная у Дудорова озера (2 десятины 421 кв. саж.) и под деревней Ладогой (2 дес. 877 кв. саж.).

Приход Никитской церкви в 1780 г. был небольшой и состоял большей частью из крестьян деревни Семязина и ямщиков, которые жили близ церкви за земляным валом (впоследствии Мещанской улице). В 1794 г. числилось дворов: купеческих 3, мещанских 4, ямщиков 11, крестьянских в деревне Семязине 32, а в полусельце Тельмячееве 3, разночинцев 7, из них было 136 душ мужского пола. В 1876 г. д. Семязино была приписана к Казанской церкви Ямской слободы, часть сельца Тельмячеева — к Сретенской церкви, что в Солдатской слободе. По клировым ведомостям приход составлял 193 души мужского пола и 231 души женского пола. Все проживали в г. Владимире.

История закрытия храма

В советское время храм постигла участь большинства других православных монастырей и церквей. В 1920 г. церковная община составила соглашение о приеме имущества. Последовало несколько лет относительной спокойной жизни. 25 мая 1928 г. после обследования ряда церквей президиум губисполкома постановил расторгнуть договор на пользование, если состояние Предтеченской церкви не улучшится.

Согласно акту от 9 апреля 1928 г. был обнаружены многочисленные дефекты: «крыши запущены, проржавели, крест над главным куполом с оборванными цепями качается при ветре, грозя падением. На основании постановления Владимирского горсовета 12 июня губисполком постановил: „Храм закрыть и передать Владимирскому горсовету для использования его под культурно-просветительские цели по согласованию с музеем“.

20 августа 1929 г. окружной исполком на запрос Президиума ВЦИК от 8 августа направил в Президиум письмо, содержащее интересные статистические сведения:

1) до революции в г. Владимире было всего 40 храмов., из них 2 собора, 4 монастырских 10 домовых (при учреждениях и учебных заведениях), 19 прочих православных и 5 иных вероисповеданий (2 еврейских, 1 католический, 1 лютеранский, 2 старообрядческих поповцев и беспоповцев);

2) за годы революции до 1929 г. закрыто 23 храма, из них 2 собора, 4 монастырских, 10 домовых, 5 прочих православных и 2 других исповедований;

3) в 1928 г. закрыто 3 храма;

4) Церкви Мироносицкая и Ильинская закрыты в конце 28 г.; Пятницкая и Николо-Златовратская — в 1929 г.;

5) В настоящее время действующих храмов 14, в том числе Предтеченский (Никитский), Георгиевский, о сносе которого возбуждено ходатайство перед Наркомпроссом еще год тому назад, но до сих пор вопрос не получил разрешения. Из указанных действующих 14 храмов — 10 в пользовании староцерковников, 1 — у обновленцев, 1 — у католиков, 1 — еврейская синагога, 1 — молитвенный дом старообрядцев, Никитская церковь состоит на учете Главнауки Наркомпросса.» Таким образом всего две православные церкви, Предтеченская (Никитская) и Георгиевская прододжали свое пастырское служение в конце 20-х годов XX века.

В 1930 г. по инициативе кооперативно-производственной артели «Электрик» встал вопрос «приспособления механической мастерской к ремонту сельскохозяйственных машин». Артель неоднократно ходатайствовала о закрытии церкви и передаче ее для электромеханического завода; «указанная церковь как имеющая высокую колокольню нам необходима для установки ветродвигателя и использования силы ветра, превращая ее в электроэнергию, для отопления здания (как опыт), что в дальнейшем обещает дать большую экономию в наших топливных ресурсах». Никитская церковь интересовала и промыслово-кооперативный союз, желающий приспособить ее под общественную мастерскую.

2 марта 1930 г. Главнаука объявила заинтересованным учреждениям, в том числе музею, «что с ее стороны не встречается препятствий к ликвидации и использованию в культурных целях Никитской церкви г. Владимира. В виду того, что это здание является представляющим интерес памятником середины XVIII в., следует сохранить его архитектурный облик. Равным образом подлежит сохранению находящийся в верхнем этаже резной иконостас в стиле рококо XVIII в. художественной работы. Иконостас нижнего этажа интереса не представляет и может быть убран. Желательно указанные обстоятельства учесть при новом использовании здания».

Церковная община делала все возможное для сохранения храма. Узнав о предстоящем закрытии церкви, 4 июля 1930 г. прихожане направили очередное заявление в горсовет: «Община все время принимала все меры к выполнению обязательств по ремонту храма и в настоящее время храм приводится в полную исправность… просим оставить Никитский храм в дальнейшем пользовании, а если же не представится возможность оставить храм Никитский, община просит передачи Георгиевского храма в г. Владимире в пользование».

Община верующих также отправила письмо во ВЦИК «Никитская церковь, только что отремонтированная, представлена Губисполкомом к закрытию, в то время как Георгиевская церковь рядом с аптекой стоит ничем не занятой, если в помещениях город ощущал нужду, то церковь бы не пустовала».

В 1937 г. был открыт обвинительный процесс против духовенства храма. Священникам А. А. Владычиц и И. И. Слободскому, дьякону С. А. Урбанскому; церковной старосте А. В. Маркиной и «активному церковнику» А. К. Свешникову выдвигались обвинения в антисоветской агитации, в распространении провокационных слухов, в материальной помощи осужденному духовенству, в крещении детей.

Несмотря на все попытки общины отстоять храм, он все же был закрыт и передан артели «Электрик». В 1938 г. были сфотографированы иконостасы, и вероятно, тогда же разобраны. Артель размещалась в церкви почти до конца 1960-х годов, а затем здание передали Владимирской реставрационной мастерской. Церковь была отремонтирована и приспособлена для проектной группы мастерской, работавшей над возрождением древней архитектуры Владимирского края. В 2015 г. Никитская церковь была возвращена Русской православной церкви.

Интересные факты

  • Высокая вертикаль храма в старом деревянном городе служила прекрасным ориентиром, а потому ведущая к ней от Золотых ворот улица получила название Никитской.
  • Тихвинская церковь города Дмитрова (1801 г.) по композиции и деталям очень похожа на Никитскую церковь. Вероятно, зодчий Тихвинской церкви видел владимирский храм Никиты и сумел почти точно повторить его формы.
  • Украшением Никитской церкви был иконостас, сделанный в период правления Екатерины II. Форма его резных царских врат была аналогична иконостасу Успенского собора.
  • Первоначально в Никитской церкви было два престола: внизу — во имя Козьмы и Дамиана и вверху — в честь усекновения главы Иоанна Крестителя.
  • Никитская церковь обладает подвальным помещением, которое сначала использовалось для отопления церкви дровами или углем, а потом как склад, помещение отдыха и помещение для хранения инвентаря.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *